За три года в рамках федерального проекта «Земский учитель» в Ростовскую область из разных регионов России приехали 103 специалиста. Об этом в сегодняшнем номере пишет газета «Молот».
Чем мотивируют педагогов к переезду в села и малые города? Как помогают учителям обустроиться на новом месте? И что рассказывают победители программы о своей педагогической жизни на Дону?
Из Москвы в хутор Гашун
«Есть мнение, что земские учителя спасают маленькие школы в глубинке. Есть школа – есть жизнь, нет – жизнь замирает, – рассказал журналисту «Молота» директор Северной казачьей средней общеобразовательной школы № 13 Зимовниковского района Дмитрий Богомазов. – Не знаю, как насчет спасения, скорее, земские учителя, среди которых в основном молодые люди, дают второе дыхание, привносят что-то новое. Педагоги в возрасте – это опыт, знание предмета, а молодой учитель – это блеск в глазах, задор, энергия. Земские учителя, отработав пять лет, как правило, уезжают из маленьких сел, но у нас в запасе есть эти пять лет».
Инфографика: Мария Руфф, «Молот»
В 2021 году в эту школу, которая находится в хуторе Гашуне, приехал учитель физкультуры Артем Полищук, москвич, спортсмен. Он был вратарем в московском ватерпольном клубе ЦСК ВМФ, многократный участник и призер первенства Москвы, России и различных международных турниров. Окончил педагогическое училище, работал в Москве инструктором в бассейне, а потом неожиданно бросил все и переехал в маленький хутор. Что подвигло молодого парня поучаствовать в федеральной программе «Земский учитель»? 1 млн рублей или что-то еще?
«Миллион рублей в наше время не такие уж большие деньги. Я хотел попробовать что-то новое в незнакомом месте, набраться опыта, который позволил бы потом найти себе работу с достойной зарплатой. Кроме того, в Москве после педучилища небольшой выбор мест для трудоустройства. Конечно, после столицы жизнь в хуторе может показаться скучной, но в 100 км от нас Элиста, в 300 км – город-герой Волгоград. В следующие выходные планирую туда поехать. И еще: я люблю свою работу, мне нравится заниматься с детьми, я ведь из семьи педагогов. Кроме того, что провожу уроки физкультуры в начальной школе, руковожу спортивным клубом «Донцы», где у нас работает пять спортивных секций», – рассказывает Артем.
Директор школы встретила обедом
Дарья Перчукова считает, что ей повезло и с местом, и с людьми, и со школой. Она уже год работает учителем английского языка в Веселовской средней общеобразовательной школе № 2 и с гордостью говорит о поселке.
«Я живу в районном центре с развитой инфраструктурой: здесь есть больница, кинотеатр, Дом культуры, детские сады, две общеобразовательные, спортивная и музыкальная школы, а также МФЦ. Наш поселок Веселый расположен на берегу реки Маныч, это очень живописные и рыбные места. Жаль, у меня муж не рыбак, но красоту окрестностей мы уже оценили», – говорит «Молоту» Даша.
Девушка родом из Красноярского края, но в Ростовскую область переехала из Крыма.
Учитель английского языка в Веселовской средней школе Дарья Перчукова считает, что ей повезло и с местом, и с людьми, и со школой. Фото из архива героини публикации.
«В Сибири мне и нашему двухлетнему ребенку не подходил климат, холодная зима и короткое лето нас угнетали, – говорит Дарья. – Я всегда мечтала жить на юге. Посовещавшись с мужем, мы решили переехать в северную часть Крыма, недалеко от границы с Херсонской областью. Но после начала СВО близость к границе не давала мне покоя. Громкие звуки и сбитый беспилотник, упавший однажды недалеко от населенного пункта, подтолкнули нас принять участие в программе «Земский учитель». Я подала заявку в Ростовскую область и ее одобрили».
Даша признается, что, конечно, были терзания: как примут, понравится ли населенный пункт, подойдет ли климат? По этим причинам земские учителя и боятся сразу приобретать жилье, тем более если это не маленькое село, а райцентр. На 1 млн рублей подъемных квартиру или дом не купишь, надо брать ипотеку. Поэтому семья Перчуковых пока снимает жилье.
Спрашиваю, как приняли в новой школе? Ведь по условиям программы земский учитель должен отработать пять лет.
«Я ехала вместе с сыном сутки в поезде, очень устала, а на вокзале нас встретила директор школы Наталья Николаевна Байрамова, привезла в дом, который нам заранее подыскали, а там уже борщ и пирожки на столе! Оказывается, Наталья Николаевна сама приготовила обед, чтобы угостить нас с сыном с дороги. Местные жители очень отзывчивые люди, с настоящей донской душой. Я приехала налегке, муж остался в Крыму и должен был привезти вещи на машине позже. Вечерами было уже прохладно, так коллеги принесли много хороших и даже новых вещей на первое время. Когда приехал муж, у него не возникло проблем с трудоустройством – он устроился работать водителем в МФЦ. И так же, как я, отзывается о коллективе положительно. Почти сразу удалось устроить сына в детский сад, а из Красноярска ответ, что подошла наша очередь, пришел спустя четыре года, как мы перебрались в Ростовскую область. Все это – те плюсы, которые говорят о возможности обосноваться здесь навсегда», – полагает Дарья.
Удержит жилье и инфраструктура
Веселовская школа – достаточно большая, здесь учатся больше 400 ребят. Нехватка учителей ощущается, впрочем, это проблема характерна, пожалуй, для всех школ страны, тем более сельских. Выпускники педагогических вузов не хотят работать в учебных учреждениях.
«Главная причина нежелания молодых педагогов работать в образовательных учреждениях области – слабая социальная защищенность педработников, низкая оплата труда и снижение престижа профессии. Продолжается старение учительского корпуса», – признали в региональном министерстве образования.
«Спасает то, что в школу приходят наши выпускники. Они жили здесь, окончили педвуз, приехали сюда, вышли замуж, женились, – говорит директор школы Наталья Николаевна. – Сейчас наша выпускница, уже мама двоих детей, преподает в школе историю. Учитель истории – тоже наш бывший ученик, еще одна наша выпускница перевелась на заочное отделение и тоже преподает. Еще нам очень нужны учителя математики».
По ее мнению, самый главный критерий, который удержал бы молодых педагогов в сельской школе – жилье. Кроме того, важна социальная инфраструктура. Земские учителя – люди молодые, им надо растить детей, развивать их.
В 2021 году в школу, которая находится в хуторе Гашуне, приехал учитель физкультуры Артем Полищук – москвич, спортсмен. Фото из архива героя публикации.
В Ростовской области нехватка учителей остро ощущается не только в отдаленных районах. По данным минобразования региона, доля вакансий учителей остается наибольшей в Аксайском, Азовском, Веселовском районах, а ведь это наиболее близкие к донской столице территории…Также педкадры нужны в Дубовском, Заветинском, Зимовниковском, Белокалитвинском, Пролетарском, Красносулинском и Мартыновском районах.
Предлагают ли для сельских учителей какие-то дополнительные меры социальной поддержки? Как помогают муниципалитеты?
«Одним из механизмов, призванных смягчить влияние негативных тенденций на ситуацию в кадровом обеспечении образовательного процесса, является социальная поддержка молодых педагогов. В настоящее время в Ростовской области установлены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в Ростовской области, в том числе педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Предусмотрены социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусмотрен порядок и условия предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве. Социальные выплаты гражданам предоставляются за счет средств федерального бюджета, областного и местного бюджетов», – сообщили «Молоту» в министерстве образования Ростовской области.
Ирина Варламова, газета «Молот»