82 года назад в этот день открылась Дорога Победы

# 80 лет Победы

7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд по Дороге Победы
Чтобы доставлять в осажденный город продукты и другие необходимые грузы в рекордно короткие сроки – за 17 дней – была построена временная железнодорожная линия.

Она протянулась от Поляны до Шлиссельбурга. На нее приходилось 75% грузов, ввозимых в Ленинград. За все время по ветке проехало 5440 поездов, доставлено более 4,5 млн тонн грузов.

Государственный комитет обороны распорядился возвести 33-километровую дорогу с большими мостами через реки Неву, Назию и Черную, 20 малыми мостами и тремя станциями за 20 суток. Строительство дороги возглавил выдающийся инженер Иван Зубов.

Проектирование и строительство велось круглосуточно. Трассу прокладывали в условиях бездорожья и морозов, через лесные массивы и болота, усеянные неразорвавшимися снарядами и минами.

Ветку проложили по левому берегу Невы и южному побережью Ладоги, на некоторых участках в 3-4 км от немецких артиллерийских позиций,  поэтому движение осуществлялось только в ночное время.

Трасса находилась под постоянным обстрелом, за что получила прозвище «коридор смерти». В период ее эксплуатации погибло 110 человек, 175 человек было ранено.

Среди тех, кто строил Дорогу Победы и обеспечивал ее работу, было много женщин. Совсем юные девушки выступали «живыми светофорами» — регулировщицы стояли через каждые 2-3 км и с помощью ручных керосиновых фонарей подавали машинистам сигнал — стоять или проезжать.


Фото: архивы ЦМЖТ РФ и Октябрьской железной дороги.
На шестом снимке — паровозная бригада, завоевавшая право провести первый состав с Большой землистарший машинист И. П. Пироженко, помощник машиниста В. С. Дятлев и кочегар И. А. Антонов.

Оцените статью
Рассвет