7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд по Дороге Победы
Чтобы доставлять в осажденный город продукты и другие необходимые грузы в рекордно короткие сроки – за 17 дней – была построена временная железнодорожная линия.
Она протянулась от Поляны до Шлиссельбурга. На нее приходилось 75% грузов, ввозимых в Ленинград. За все время по ветке проехало 5440 поездов, доставлено более 4,5 млн тонн грузов.
Государственный комитет обороны распорядился возвести 33-километровую дорогу с большими мостами через реки Неву, Назию и Черную, 20 малыми мостами и тремя станциями за 20 суток. Строительство дороги возглавил выдающийся инженер Иван Зубов.
Проектирование и строительство велось круглосуточно. Трассу прокладывали в условиях бездорожья и морозов, через лесные массивы и болота, усеянные неразорвавшимися снарядами и минами.
Ветку проложили по левому берегу Невы и южному побережью Ладоги, на некоторых участках в 3-4 км от немецких артиллерийских позиций, поэтому движение осуществлялось только в ночное время.
Трасса находилась под постоянным обстрелом, за что получила прозвище «коридор смерти». В период ее эксплуатации погибло 110 человек, 175 человек было ранено.
Среди тех, кто строил Дорогу Победы и обеспечивал ее работу, было много женщин. Совсем юные девушки выступали «живыми светофорами» — регулировщицы стояли через каждые 2-3 км и с помощью ручных керосиновых фонарей подавали машинистам сигнал — стоять или проезжать.
![](https://rassvetnews.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_20250207_165235_210.jpg)
![](https://rassvetnews.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_20250207_165235_040-1024x576.jpg)
![](https://rassvetnews.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_20250207_165234_728.jpg)
![](https://rassvetnews.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_20250207_165235_047.jpg)
Фото: архивы ЦМЖТ РФ и Октябрьской железной дороги.
На шестом снимке — паровозная бригада, завоевавшая право провести первый состав с Большой земли: старший машинист И. П. Пироженко, помощник машиниста В. С. Дятлев и кочегар И. А. Антонов.