Оказание социальных услуг — одна из важных составляющих государственной поддержки пожилых граждан и инвалидов. Об этом наш разговор с директором Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ремонтненского района.
— Оксана Валериевна, какие социальные услуги на сегодняшний день вы предоставляете?
— Социальная сфера на территории Ремонтненского района оказывает социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам вот уже 34 года. Мы реализуем 2 формы социального обслуживания:
— форма социального обслуживания на дому, которая состоит из 2,5 отделений социального обслуживания на дому и 2 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания;
— стационарная форма социального обслуживания, которая состоит из 3 социально-реабилитационных отделений.
Наша организация предоставляет следующие услуги: социально-бытовые, социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые, социально-трудовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных, дополнительные платные услуги.
— Насколько сегодня востребованы услуги обслуживания на дому и в социально-реабилитационных отделениях?
— Достаточно сказать, что на постоянном надомном обслуживании состоят более 500 человек, а в трех социально-реабилитационных отделениях — 65. При этом очередность в настоящее время небольшая, но присутствует. У одного социального работника в нашей сельской местности не менее пяти получателей социальных услуг, всего же в учреждении работают более 180 сотрудников разных профессий.
— Вы упомянули о наличии очереди. Но, может быть, есть категория «вне очереди»?
— Правом внеочередного принятия на социальное обслуживание пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий. Также в первую очередь такая помощь предоставляется супругам погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак, одиноким нетрудоспособным гражданам и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), труженикам тыла.
— Известно, что социальные услуги делятся на гарантированные и дополнительные. Какие дополнительные услуги предоставляете вы?
— Исходя из потребностей местного населения наша организация предоставляет дополнительные услуги «Мобильной бригадой» (покос травы, мелкий ремонт, спиливание деревьев, доставка малогабаритных грузов и т.д.), «Пунктом проката» (предоставление во временное пользование средств реабилитации — это инвалидные кресла-коляски, ходунки, костыли, прикроватные столики и другие средства), «Социальное такси», «Социальное такси» специализированного автотранспортного средства (возможность перевозки маломобильных групп населения, т.е. возможность перевозки инвалида в кресле-коляске, автотранспортом «65+» (специализированное автотранспортное средство, предназначенное для осуществления бесплатного подвоза пенсионеров старше 65 лет в медицинское учреждение Ремонтненского района, подвоз медицинского работника к домовладению подопечных, доставка лекарственных средств и медицинских изделий, подвоз на вакцинацию.
— Помимо непосредственно оказания услуг, социальным работникам приходится находить общий язык с подопечными. Не секрет, что характер у некоторых пожилых не сахар. Случаются ли конфликты на этой почве и как они разрешаются?
— Каждый человек, не только пожилой, индивидуален и имеет свой характер. Еженедельно руководством учреждения проводятся планерные совещания, на которых особое внимание уделяется конфликтным ситуациям. Каждого соцработника инструктируют, каким образом избегать конфликта. Но, к сожалению, это не всегда удается.
— И где же выход?
— О таких ситуациях обязательно ставится в известность заведующая отделением, которая встречается с обслуживаемым, выслушивает, обсуждает с ним возникшую ситуацию, предлагает возможные пути решения конфликта. Если пожилой человек категорически отказывается идти на компромисс, ему предлагают другого социального работника.
— А есть ли примеры «наоборот» — когда соцработник и подопечный идут вместе по жизни не один год?
— Как показывает практика, случаи, когда отношения между обслуживаемым и соцработником носят доверительный характер и длятся не один год, не редкость.
— Как вы относитесь к тому, что в сферу социального обслуживания пришла некоммерческая организация?
— Областным законодательством предусмотрено осуществление социального обслуживания учреждениями иных форм собственности. Однако здесь особое внимание следует обратить на сохранение основных принципов предоставления социальных услуг: адресность, доступность, добровольность и, конечно, гуманность.
— Планируются ли нововведения в сфере социального обслуживания?
— Да, мы очень надеемся, что в ближайшее время нам удастся открыть в нашей организации отделение дневного пребывания, где наши подопечные смогут более качественно и в полном объеме получать услуги.