Какие ошибки на ЕГЭ оказались самыми «популярными»

Какие ошибки стали самыми «популярными» на ЕГЭ по русскому? С какой задачей по математике справились только 2 процента выпускников? Почему полиция вдруг стала «принимать законы»? Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) проанализировали типичные ошибки ЕГЭ-2020 и рассказали, что нужно подтянуть к следующему экзамену.

#Образование

Русский язык

Это обязательный предмет. Большинство ребят написали его хорошо: двоечников — всего 1% от всех сдающих.

Невероятно, но факт: по оценке экспертов, большая часть ошибок, с которыми 11-классники приходят на ЕГЭ, родом из 6-7-х классов. С правописанием -Н- и -НН- не справляются около 35% выпускников. «Тканый», «растрепанный», «лиственница»… Эта ошибка повторяется из года в год.

Также в топе — ошибки на безударную гласную в корне слова. Рос/ращ, гар/гор, клан/клон, бер/бир — вариантов много. И это несмотря на то, что учителя твердят про корни чуть ли не с первого класса…

Одна из самых сложных тем — «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий» «СутулЯщийся», «светИтся», «колЕтся»… примерно 60% «егэшников» с этим заданием не справились. Последняя буква в словах «профессора» и «директора» тоже сильно испортила жизнь многим школьникам.

Правописание суффиксов и приставок — «слабое звено». Причина ошибок? Некоторым даже в 11-м классе по-прежнему сложно определить некоторые части речи.

— Нередко выпускники смешивают приставку «с» с приставками, оканчивающимися на «-з/-с». Объединяя их в одно правило, они пишут букву «з» перед парными звонкими согласными (зделать, збить), — раскрывают подробности эксперты ФИПИ.

Хромает и пунктуация: ребята путаются в запятых, тире и двоеточиях.

— На формирование практической грамотности влияет не только процесс обучения, но и агрессивная языковая среда, специфика письменного общения в интернете и при помощи мобильной связи, — заключают эксперты ФИПИ. — Главные причины: сложность русской орфографии и пунктуации, сложность формирования орфографической и пунктуационной зоркости. Снижение интереса к чтению — тоже один из факторов, который негативно влияет на невысокий уровень практической грамотности современной молодежи.

 Математика

Это еще один обязательный предмет, но экзаменов по нему два. Первый уровень базовый: достаточно и «тройки» (трех тестовых баллов по пятибалльной шкале) для получения аттестата, но в 2020 году из-за пандемии «базу» никто не сдавал.

Второй экзамен — профильный. Он требуется почти на половине всех специальностей в вузах: и будущему биоинформатику, и психологу, и инженеру, и социологу…

Что интересно? Двоечников по профильной математике в 2020 году стало больше — 8,8 %. (А в прошлом было 6,7%.)

С трудом дается выпускникам геометрия, и особенно стереометрия повышенного уровня сложности (средний процент выполнения — 2,5%). Подсказка: сначала все рисуем и решаем на черновике, стараемся визуализировать задачу.

— У большинства участников трудности начинаются уже при построении и чтении чертежа при решении задач повышенного уровня сложности. Школьники очень часто совершают ошибки в решении прямоугольных треугольников, — замечают эксперты при оценке выполнения заданий с развернутым ответом. — Повышение успешности возможно при включении в процесс обучения задач, развивающих геометрическое зрение и геометрическую интуицию.

Начала математического анализа, математические модели тоже многим оказались не по зубам. И по-прежнему у ребят вызывает трудности экономическая задача. Например, такая:

«В июле 2026 года Иванов планирует взять кредит на пять лет в размере 1050 тысяч рублей. Условия его возврата таковы:

каждый январь долг возрастает на 10% по сравнению с концом предыдущего года;

с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга в июле 2027, 2028 и 2029 годов долг остается равным 1050 тыс. рублей;

выплаты в 2030 и 2031 году равны;

к июлю 2031 года долг будет выплачен полностью.

На сколько рублей последняя выплата будет больше первой?»

Много ли взрослых с ходу смогут ее решить? Вопрос… Нужно постараться составить уравнение и решить его. Но читать условие надо очень внимательно: пропустишь мелкую деталь — и все, решение неверное. Опять же, такая тренировка потом очень пригодится молодым людям в жизни, если они захотят взять кредит и не прогадать с условиями. 

Обществознание

Это самый популярный предмет: как экзамен по выбору его из года в год сдают примерно 50% выпускников. Но в итоге до «тройки» не дотягивает практически каждый пятый. Почему так много?

— Примерно пятая часть участников ЕГЭ выбирает обществознание как не самый сложный учебный предмет или как запасной вариант, — рассказали эксперты ФИПИ. — Это достаточно слабо подготовленные по предмету выпускники, безосновательно надеющиеся на то, что здравого смысла, общих представлений на бытовом уровне, отрывочных знаний хватит для получения достаточного балла для поступления хотя бы в какой-то вуз.

Набор типичных ошибок тоже остается стабильным из года в год. Так, около 20% ребят, сдающих обществознание, толком не знают, чем занимается прокуратура и полиция. Считают, что правоохранительные органы принимают законы. Почти 25% не знают о сроках заключения трудового договора и условиях установления испытательного срока при приеме на работу. Примерно треть не различают уголовное и гражданское право.

По-прежнему не все выпускники средней школы знают названия высших государственных органов Российской Федерации и не различают функции законодательной и исполнительной власти. «Крепким орешком» также оказались задания, проверяющие знания о системе налогов в РФ. Самые трудные для участников ЕГЭ 2020 года налоги — транспортный, земельный и налог на доходы физических лиц.

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ксения Колесникова

Источник: «Российская газета»

Оцените статью
Рассвет