об этом говорит призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников Виолетта Заболотняя в интервью нашему корреспонденту
С Виолеттой Заболотней мы встречаемся уже не в первый раз. Участница различных волонтерских акций она неоднократно бывала в редакции, часто становилась героем наших публикаций как победительница научно-практических конференций. А теперь поводом для встречи стало успешное участие девятиклассницы Ремонтненской гимназии №1 в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Напомним, наша юная землячка вошла в число лучших учеников Ростовской области по русскому языку, английскому языку и обществознанию. Нам интересно было поговорить с призером областной олимпиады и узнать, из чего складываются достижения школьницы, и что из них следует.
— Виолетта, вспомни, с чего начинался интерес к дисциплинам, в которых ты показала столь высокий уровень знаний? Чем сегодня они привлекают тебя?
— Интерес к русскому языку и английскому у меня возник с самого начала их изучения, потому что мне в целом нравится лингвистика. Сегодня они, безусловно, меня привлекают еще больше, потому что я стала в полной мере осознавать их значимость.
Обществознание, по-моему, тот предмет, который каждому поможет в жизни, потому что в его основе лежит изучение закономерностей, которые функционируют в нашем обществе.
Английский язык я учу с самого детства. С 4 лет занималась в языковой школе, а когда пошла в общеобразовательную школу, стала изучать его самостоятельно с помощью интернет-ресурсов. И сегодня не потеряла к нему интереса. Мне нравится изучать британскую культуру, историю. И язык помогает мне это делать. Я искренне заинтересована и планирую развивать себя в этом дальше.
Подготовка к английскому хороша тем, что когда устаешь от зубрежки, то всегда спасает чтение книг и просмотр сериалов на английском. Это, вроде бы, и отдых, и при этом ты повышаешь уровень языка.
— Многие твои ровесники жалуются на нехватку времени. Как тебе удается совмещать школьную учебу, занятия в творческих объединениях с подготовкой к олимпиаде? Как ты все успеваешь?
— Все это совмещать на самом деле сложно. Приходится так или иначе загонять себя в какие-то рамки, составлять план, определенную стратегию, по которой ты будешь готовиться. Сначала это непривычно, к этому сложно приспособиться, но без этого подготовка не будет полноценной. Поэтому главный залог, я думаю, чтобы совмещать личные интересы, учебу и подготовку к олимпиаде заключается в правильном распределении времени, расстановке приоритетов. Полезно составлять какие-то списки, устанавливать дедлайн. И уже конкретно по выстроенному плану действовать.
— В этом году в силу известных причин, связанных с ограничительными мерами, областная олимпиада проводилась в дистанционном формате. По-твоему мнению, это плюс или минус?
— Для учащихся отдаленных районов, как в моем случае, это скорее, плюс. «Удаленка» дает возможность поучаствовать в олимпиаде сразу по нескольким предметам.
— Есть ли какие-то секреты, своя методика подготовки? С какими трудностями ты столкнулась?
— Особых секретов в том, как готовиться, у меня нет. Помогла школьная база. Те знания, которые я получила в школе, безусловно, их применяла на олимпиаде. При подготовке я решала задания прошлых лет, просматривала литературу из рекомендуемых источников. В этом, пожалуй, и заключаются основные трудности. Потому что доступных материалов для самостоятельной подготовки, на мой взгляд, очень мало. И иногда это становится большим препятствием. Но, если захотеть, то подготовиться самостоятельно вполне реально. Важно найти хорошие ресурсы и правильно их использовать.
Еще надо понимать, как бы ты не готовился, никогда не сможешь предугадать, какие сюрпризы в виде новых заданий тебе преподнесет олимпиада. Никогда не знаешь, что там будет.
— Продолжить разговор хочется вопросом о том, что тебе помогало в подготовке и какими качествами, по твоему мнению, должен обладать ученик, нацеленный взять высокую планку?
— Чтобы взять высокую планку, безусловно, необходимо быть целеустремленным, усидчивым и четко осознавать, для чего ты это делаешь. И еще выставлять правильные цели.
— Какие чувства испытала, узнав о результатах олимпиады? С кем разделила радость?
— Я, конечно же, была счастлива. Я поняла, что труд мой, столь длительная подготовка не прошли даром. Я старалась и на школьном этапе, и на районном, и на региональном уже окончательно выложилась на все сто. И результаты стали для меня приятной новостью. Ее радость я разделила со своими близкими, с подругами, которые меня поддерживали в процессе подготовки и были искренне рады за меня. И, конечно, с учителями, ведущими эти предметы в школе, которые были рады узнать итоги олимпиады.
— Очевидно, ты тратила много сил и времени в ходе подготовки к олимпиаде. Все это ради чего? Какие планы на будущее?
— Участие в олимпиадах сродни спортивному интересу. Задания в олимпиадах поистине уникальны и подготовка к ним в какой-то степени помогает расширить свой кругозор, научиться выполнять более сложные задания, что очень полезно для подготовки к предстоящим экзаменам и в определенной степени упрощает их. В моих планах и в дальнейшем участвовать в предметных олимпиадах по этим направлениям. Эти предметы мне понадобятся в дальнейшем и при поступлении. Поэтому подготовку по ним я буду продолжать, буду пробовать участвовать и стремиться к большему.
— Какие советы дала бы ребятам, которые, так же как и ты, стремятся учиться, достигать, побеждать?
— Для ребят, которые ставят перед собой знакомые мне цели, я бы, в первую очередь, советовала больше практиковаться – пробовать, «набивать руку» и дерзать в выбранном направлении. Потому что, чтобы развить в себе имеющийся потенциал, нужна непосредственная практика, умение преодолевать какие-то свои устоявшиеся представления, страхи. Только так, по моему мнению, можно сделать рывок, добиться успеха, прийти к поставленной ранее цели.
Текст: Елена Антонова, корр «Рассвета»
Фото: Ирина Приходько и из личного архива Виолетты Заболотней