Об истории малой родины школьники прочитают в учебнике

В наступившем новом учебном году у школьников района впервые появился учебник «История Ремонтненского района».Символично, что он выпущен в год 100-летия Ремонтненского района. Это учебное пособие издано в рамках образовательного проекта «Донской край – наш общий дом». Его авторы – педагоги Ремонтненской гимназии № 1 Ирина Васильевна Задорожняя и Ольга Ивановна Чежегова. Им мы и задаем вопросы: как, зачем, для чего еще один учебник детям?

— Начнем с идеи создания учебника для ребят об истории малой родины. Как она возникла?

И.В.

— Необходимость осмысления истории страны и донского края через призму событий, происходящих на земле, где мы живем, по сути, сомнений не вызывала. Но, как уложить знания в формат учебника..? Этого опыта ни у кого из нас не было.

Но идея создания давно витала в воздухе. Тем более, что в нашем районе накоплен богатый и разноплановый материал. Не каждая территория может похвастаться такой проработкой источников, архивных документов, какую проделал известный в районе поисковик Анатолий Николаевич Бочаров. Он первым и вышел с настойчивым предложением издать историю района для школьников.

— Помимо книг А. Бочарова «Из истории сел наших», «Моя малая родина», которые называются в преамбуле, какими еще источниками вы пользовались при составлении пособия и какова его структура?

И.В.

— В гимназии за многие годы собраны проектные работы учащихся по различным темам — археологии, родословия, исследования уникальных природных объектов и т.д. Наши воспитанники успешно, завоевывая победы и призовые места, выступали со своими проектами на научно-практических конференциях самого различного уровня. Пришло время, когда стало недостаточно того, чтобы выступить и отправить в архив эти материалы. Эти проекты – результат исследовательской работы, новых знаний, которые надо передавать дальше.

О.И.

— Книга посвящена не только истории нашей малой родины. В самом начале представлена символика района. Придерживаясь принципа использовать только достоверные источники, сведения о ней мы черпали с сайта Администрации района. В первой главе рассказывается о географических особенностях территории, на которой расположен район, степной флоре и фауне.

И.В.

— Здесь очень пригодились наработки наших педагогов, спасибо особо хочется сказать Ольге Николаевне Рудаковой за предоставленный материал.

Конечно, основные разделы посвящены историческому прошлому.  Отдельный  раздел об археологии, основанный на раскопках, проводимых Степной археологической экспедицией Государственного исторического музея.

Самый большой раздел охватывает период  от заселения этих мест нашими предками до начала Великой Отечественной войны.

Это первая часть издания. Предполагается издание второй части, в которой найдет отражение Великая Отечественная война и последующее время вплоть до наших дней.

— Когда вы непосредственно приступили к работе, и что стало отправной точкой для этого?

И.В.

— Каждый, работающий в системе образования, понимает, когда мы приходим в школу, есть круг должностных обязанностей, которые необходимо выполнить и которые рассчитаны практически на все рабочее время. В этом случае заниматься вместо основной работы чем-то иным – это не правильно.

Правовой основой для работы над учебным пособием стал приказ заведующего отделом образования района С.А. Пожидаева, изданный в феврале нынешнего года. В соответствии с ним была создана рабочая группа, и мы, имея материал и представление о конечном результате, начали работать.

Учитывая круг задач, которые необходимо решать в каждодневной работе, многое приходилось делать, как принято говорить в образовании, во внеурочное время.  Но понимание целей и тот факт, что нам поручено это важное дело, без сомнения, помогало двигаться вперед.

— А как родился ваш авторский коллектив? Ведь многим в данном случае может показаться удивительным тандем историка и учителя информатики? Согласитесь – учебные дисциплины из совершенно разных сфер.

О.И.

— Убеждена, интерес к истории, к природе края, в котором родился и вырос – он совершенно не зависит от направления учебной дисциплины, которую преподаешь. За время педагогической работы у меня собрался большой краеведческий архив. В нем много и статей из нашей районной газеты. Старые фото. Все сейчас хранится в компьютере и все пришлось как нельзя кстати в ходе новой для нас работы.

И.В.

— В соавторстве надо быть, как говорится, на одной волне. У нас это получилось.

Кто уже взял в руки вышедшее издание, понял, что в нем не только повествовательно изложена познавательная часть. Это же учебное пособие. Поэтому  после каждого параграфа есть практические задания – интересные и составленные не только как вопросы к прочитанному, но и в форме таблиц, ряд заданий сопровождаются QR-кодами. Это вызывает интерес современного школьника. В разработке таких заданий очень помог опыт учителя информатики.

О.И.

— На мой взгляд, нам удалось добиться эффекта «зацепки». Это значит, что если ребенок в одном моменте заинтересовался, то дальше тема его уже не отпустит.

— Надо сказать, что и взрослым людям, у кого была возможность познакомиться с содержанием книги, было очень любопытно ее читать. Интересный материал, изложенный доступно, как положено учебнику. Видно стремление выдержать параметры, предъявляемые к такого рода изданиям.

И.В.

— Верно. Размер шрифта, интервал, бумага, печать – все это имеет значение в литературе, рассчитанной на школьника.

Сегодня издательств очень много, мы стремились найти, имеющее опыт работы с учебниками для общеобразовательных заведений. ООО «Донской издательский дом» обладает таким опытом. В настоящее время издательство продвигает курс истории донского края, и наша работа органично вписалась в региональный проект «Донской край – наш общий дом. Моя малая родина».

— А многие районы в Ростовской области издали подобные учебники?

И.В.

—  Системы образования трех муниципалитетов – Шахты, Таганрог, Неклиновский район – заявили о намерении создать рабочие тетради по истории соответствующих городов и района. Мы единственные вышли с предложением учебника и последними вошли в проект, а реализовали первыми.

О.И.

— Для гимназии первая часть этого учебного пособия стала проектом учебного года.

— Как, по вашему представлению, изучение истории малой родины должно быть организовано в школах района?

И.В.

— Здесь может быть несколько вариантов. Материалы могут, как модуль, войти при изучении разных предметов, в разных классах. Знакомство 4-классников с окружающим миром будет интереснее, если при этом внимание ребят будет обращено на географию и природу места, где они живут.

Изучая историю древнего мира, уместно прочитать два параграфа об археологических раскопках в Ремонтненском районе.   

В 8-9 классах актуально, если курсы по истории страны, края и района будут перекликаться.

О.И.

— В настоящее время наши коллеги в школах района в основном выбрали вариант внеурочной деятельности. В конце учебного года на семинаре мы рассчитываем обобщить опыт апробации нового пособия.

— Книга открывается обращением: «Дорогие ребята! Знаете ли вы свои истоки? Откуда начинаются корни вашего родового древа? …». Ощущается в этом личный посыл. Поэтому хочется спросить, что вам самим ближе всего в издании, над которым вы работали? Что хотелось донести до школьников?

И.В.

— Для меня, очевидно, это история первопоселенцев. Со времен студенчества, работы в Астраханском архиве над дипломной, меня интересовали эти темы, считаю их очень важными в формировании личности. Хочется, чтобы они заинтересовали и ребят.

О.И.

— Я хочу такой пример привести. Несколько лет назад в классе, который уже выпустился, я под изучаемую на информатике тему подвязала фамилии малороссов Воронежской губернии. И вот один из учеников, Даниил Ковалев, увидел свою фамилию среди воронежских жителей, это вызвало такой интерес… Будем откровенны, ведь сегодня большая часть выпускников, уезжая учиться, не возвращаются. Очень хочется, чтобы с малых лет узнавая о малой родине, они потом и где-то далеко помнили, откуда родом.

— Где можно ознакомиться с новым учебником, который сегодня, с полным правом, можно назвать уникальным уже потому, что ни в одной территории региона такого нет и ни один учебник не расскажет так полно о районе, в котором мы живем. И еще вопрос:  достаточно ли, как вы считаете, тиража в 500 экземпляров, есть ли необходимость и возможность издать дополнительный тираж?

И.В.

— Сейчас 500 экземпляров разошлись по школам района. Полезно, нам так кажется, иметь учебники по истории родного района во всех библиотеках сел и поселков. После того, как издание вышло в свет, мы почувствовали его востребованность и готовы издать еще необходимое количество экземпляров. Вопрос в тираже и в том, чтобы сделать это оперативно.

— По стандарту в конце принято благодарить за беседу. В данном случае хочется сказать спасибо за проведенную по изданию «Истории Ремонтненского района» работу – нужную и полезную. И пожелать вам всего доброго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©