Хищения имущества, совершаемые с использованием средств мобильной связи, так называемые телефонные мошенничества, в последние годы приобрели масштабный характер и получили широкий общественный резонанс.
Ежегодно совершается множество преступлений, связанных с хищением денежных средств граждан с использованием средств мобильной связи.
Мошенники умело используют всю доступную информацию и технологии, достаточно хорошо разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия.
Выбирая способы совершения преступлений, злоумышленники используют те болевые точки, которые больше всего волнуют людей — беспокойство за близких родственников, за свой телефонный номер, за счет в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз, любопытство — желание получить доступ к SMS и звонкам других людей.
Самый распространенный вид телефонного мошенничества — так называемый случай с родственниками. Мошенник представляется родственником или знакомым, взволнованно сообщает о том, что задержан правоохранительными органами. Причины называются различные: совершил дорожно-транспортное нарушение, или у него нашли наркотики, или он причинил в ходе возникшего конфликта телесные повреждения, но при этом есть возможность за деньги «решить вопрос». Деньги необходимо привезти в определенное место и передать доверенному человеку.
В другом случае абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, положи определенную сумму денег. Потом все объясню».
Еще одним распространенным способом телефонного мошенничества является так называемое хищение от имени банка. Абоненту приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована, и дается номер для справки. Когда владелец карты по нему звонит, ему сообщают о том, что произошел электронный сбой, и, чтобы банковскую карту разблокировать, просят сообщить ее номер и пин-код. После этого злоумышленники легко снимают деньги со счета.
Существует множество иных способов телефонного мошенничества. Это и «платный код», когда абоненту поступает звонок якобы от оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу и для этого предлагается набрать под диктовку код, который в действительности является комбинацией для перевода денег со счета абонента на счет мошенников; «ошибочный перевод средств», когда абоненту приходит sms-сообщение, что на его счет пришли деньги с помощью услуги «мобильный перевод», и тут же поступает звонок и абонента просят вернуть сумму обратно тем же «мобильным переводом»; «розыгрыш призов», когда абонента поздравляют с крупным выигрышем в лотерее, а затем предлагают активировать карты экспресс-оплаты и назвать оператору коды.