Сергей Апанасенко: «Всегда знал, что буду работать на земле отца и деда»

Сергей Петрович Апанасенко – человек известный в районе. Одним из самых крупных передовых сельхозпредприятий — колхозом-племзаводом «Киевский», — он руководит, без малого, 16 лет, а стаж его работы в аграрной отрасли района насчитывает 42 года.

#Общество

В прошлом году Сергею Петровичу присвоено звание «Почетный гражданин Ремонтненского района». Нынешний год для него юбилейный — в марте С.П. Апанасенко  отметил  свой 60-й день рождения. И это стало поводом поговорить с ним, чтобы найти ответы на извечные вопросы: с чего начинается родина, как складывается то, что принято называть жизненным путем?

— Сергей Петрович, расскажите, с чего все начиналось.  Работать на земле  мечтали или, как для большинства сельских парней, это была просто проторенная дорожка?  Неужели не хотелось стать космонавтом, ну, на крайний случай, инженером?

—  Представьте себе, нет. Моя мечта  была более приземленней.  Школьником я уже знал, кем  хочу стать. С раннего детства я со своим отцом, Петром Никитовичем, а он  всю свою жизнь проработал  трактористом в колхозе, часто пропадал в поле. На гусеничном тракторе, он мне танк напоминал,  рычагами  управлял. А еще со школьных времен в стригальную страду стриг овец, учавствовал в каждой стрижке. Даже стал победителем в районных соревнованиях среди ученических бригад в 1978 году. За первое место в качестве приза мне вручили фотоаппарат «Смена».

Сразу после школы пошел работать в колхоз. Определили меня на гранулятор, на тракторе Т-40 в любую погоду – в снег, дождь — развозил корма на животноводческие точки.

Отработав год, ушел в армию. Служил в Чите механиком-инструктором, обучал будущих водителей танков. Опыт то у меня уже был.    

— Надо полагать, учеба  в Донском сельскохозяйственном институте  была очевидным выбором?

— Конечно. После армии я заочно поступил на отделение «агрономия».  А в колхозе меня молодежь выбрала секретарем комсомольской организации.  Пять лет, что возглавлял молодежную ячейку,  дали мне колоссальный опыт организаторской  работы, общения  с людьми. Я часто бывал в поле, на фермах, на производственных участках. Мы организовывали  различные мероприятия  — праздничные и спортивные. В общем, жизнь в Киевке бурлила.

— А потом, когда мы все окунулись в непонятные  перестроечные времена?

— С этого времени  началась работа по моей непосредственной специальности – агронома.  Моим учителем, первым советчиком, примером служения родной земле был Иван Григорьевич Антонцов,  возглавлявший в то время агрономическую службу хозяйства. Я  бесконечно благодарен ему за те уроки жизни, что он дал.  Именно по его рекомендации, когда он уходил на пенсию, меня назначили главным агрономом  колхоза. Старался соответствовать.

 До назначения  председателем колхоза я, в общем сложности, проработал главным агрономом 12 лет, четыре года возглавлял  тракторную бригаду №3.    

— Киевская земля всегда слыла житницей района, щедрой на урожай, в чем ее особенность?

— Наша земля богата на достопримечательности. Кто еще может похвалиться источником, что бьет ключом целебной водой, известной на всю Россию, Лысой горой – удивительным природным объектом,  а какие у нас тюльпаны, весной красота необычайная от усыпанных  до горизонта разноцветных цветов, чабрец  в нашей степи самый пахучий, а полынь самая горькая. Как можно не любить это все?

Но самая большая ценность, конечно же, люди, здесь живущие. Трудовые династии у нас сложились практически с основания  Киевки. Это Доброносовы, Бережецкие, Трембач, Кривко.  И сейчас они составляют костяк коллектива –  это передовые механизаторы, комбайнеры.

— Ваша родословная тоже связана с первыми переселенцами…

— Совершенно верно, более того, моя фамилия напрямую завязана с Апанасенковским районом Ставропольского края, где есть село старая Киевка. Оттуда были одни из первых переселенцев – мои родственники Апанасенко, Кипа.

Горжусь своим дедом Никитой Евдокимовичем Апанасенко. В 30-40-х годах он был председателем колхоза в хуторе Рассыпном. Киевцы его всегда вспоминают как хорошего хозяина и справедливого руководителя.  Расскажу об одном моменте из его жизни, который характеризует его как человека.

Во время войны, в то очень голодное время, он, как мог, оберегал женщин и детей, которые в поле собирали колоски,  и в карманах, в  укромных местах несли домой, чтобы из этих крох-зернышек приготовить хоть какую-то еду и не умереть с голода. Никита Евдокимович позволял им это делать, делая вид, что не замечает. Сами понимаете, какой это был риск.

Все изменилось, когда немцы все ближе подходили к нашим местам, и чтобы сберечь колхозный скот, он вместе с колхозниками погнал его за Волгу. На его место в Рассыпном назначили женщину, не знаю ее фамилии, но это и не важно. Женщин, что прятали колоски и пытались вынести с поля, сразу же начали сажать в тюрьму…

Многие с благодарностью вспоминали и до сих пор вспоминают Никиту Евдокимовича добрым словом – такую он память оставил о себе. Мне хотелось бы верить, что его лучшие качества во мне проявляются тоже.

Еще один интересный факт — его бессменным ездовым на линейке, запряженной лошадью, был Пышный Андрей Петрович – дедушка Николая Пышного, моего верного помощника и водителя в одном лице.

— Да, это лишний раз подтверждает, как все взаимосвязано… Сегодня в вашем подчинении более ста человек, и в любом случае, кто-то родственник, кум, сват, хороший сосед… так у нас в любом селе, поселке. Этот не мешает в работе?

— До тех пор, пока кто-то не начинает наглеть…. И ответственно заявляю — ни бухгалтер, ни агроном мне не родственники. А если серьезно, за эти  годы у нас сложился слаженный коллектив, все выполняют должностные обязанности в соответствии со своими профессиональными качествами.

— За 16 лет правления колхозом, наверняка, не все было гладко?

— Сложности всегда есть и, наверняка, будут. То кризис нагрянет, то неурожай. Главное, не опускать руки. После неурожая берем кредиты, рискуем. В 2020 году, к примеру, обошлись без заемных средств, а вот в прошлом, очень сложном для растениеводства, пришлось кредитоваться.

Основной упор в растениеводстве делаем на повышение качества зерна. Для этого нужны и семена высокого качества, и удобрения, и соблюдение агрономических технологий, которые, в свою очередь, требуют обновления техники. Стараемся, выкручиваемся. Тяжело, но пока получается быть в числе лучших по производству зерна в районе.  

— В наше время такая форма хозяйствования, как колхоз, уже редкость, чуть ли ни раритет. Практически вся земля находится в частных руках. По моему мнению, сохранение статуса коллективного хозяйства – это большое достижение…  Не боитесь, что придет время и колхоз распадется?

— Мы пережили земельную реформу. На своих плечах, что называется, вынесли все тяготы этой непростой реформации. В собственности колхоза теперь земли районного фонда, которые мы выкупили. Это 4814 гектаров земли, в том числе 2957 гектаров пашни и 1857 га — пастбищ.

 Все делаем для того, чтобы сохранить свой статус. Будем держаться.  

— Помимо председательства, Вы  много лет занимались депутатской работой — были председателем депутатского Собрания депутатов — главой сельского поселения. Считаете, что производственник обязан быть и общественником?

— А как иначе? Колхоз и село – это одно целое. Вот в прошлом году мы вместе в один день отметили юбилеи: Киевка – столетие, колхоз – 90 лет со дня основания. Это был один праздник для всех.

Помогаем администрации поселения во всех работах по благоустройству села техникой, материалами. Всегда стараемся помочь нашим социальным учреждениям – детскому саду, школе.

— Вы славитесь тонким чувством юмора. Вам это помогает?

— Хорошая шутка всегда к месту. И настроение поднимет, и поможет трудную ситуацию разрешить. 

— Вернемся к серьезной теме. Чем Вы гордитесь и о чем мечтаете?

— Как и у любого человека моя гордость это моя семья – дети, внуки, в которых я вижу свое продолжение. Наше общее детище – колхоз, который пережил все невзгоды. Надеюсь, и это самая моя большая мечта, как бы это громко не звучало, чтобы он существовал еще долгие годы. А это стимул работать дальше.

Оцените статью
Рассвет