Сохраняя здравомыслие, противодействовать мошенникам

На оперативном совещании в Администрации района перед главами сельских поселений, руководителями структурных подразделений Администрации, учреждений, организаций и предприятий района по проблеме мошенничества с использованием средств связи и мобильных приложений выступил прокурор Ремонтненского района С.Д. Смородинов. Он подробно рассказал о видах и способах обмана граждан мошенниками, призвал, сохраняя спокойствие и рассудок,  противодействовать этому злу.

— Несмотря на предупреждения правоохранительных органов, информацию в СМИ, жители района часто становятся жертвами мошенничества,- обратил внимание прокурор района, — мошенники умело используют современные технологии и всю доступную информацию в противоправных целях. Они особенно активизируются в предновогодний период, когда люди спешат сделать покупки через интернет-магазины, совершают телефонные атаки на граждан с целью завладения их средствами.

Разъяснительный материал с совещания, предоставленный прокуратурой района, сегодня публикует «Рассвет». Его главная цель — предупредить жителей района, уберечь их от посягательств мошенников, призвать быть внимательными, проявлять здравомыслие и бдительность.

Телефонная связь и Интернет зачастую используются злоумышленниками для незаконного обогащения. Телефонные атаки злоумышленников на граждан с целью хищения денежных средств  стали одним из самых распространенных цифровых преступлений в России. Современную платежную систему страны можно представить в виде совокупности инструментов и механизмов, используемых организациями при предоставлении своим клиентам платежных услуг. Указанные инструменты и механизмы видоизменяются и совершенствуются, что неизбежно ведет, в свою очередь, к росту объема и разновидности преступлений в указанной сфере.

Наиболее актуальными и распространёнными на территории области способами продолжают оставаться такие виды преступлений, как:

— звонки от имени сотрудников банков о хакерской атаке на кредитное учреждение или счёт лица, необходимости проведения ряда операций для сохранения денежных средств;

— звонки о желании приобрести какое-либо имущество, объявление о продаже которого гражданином размещено на различных интернет-сайтах. В таких случаях мошенник под предлогом перечисления аванса просит продиктовать номер банковской карты, а потом сообщить ему различные коды доступа;

— факты размещения лжеобъявлений, когда мошенником выступает продавец. Как правило, они продают вещи по цене намного ниже рыночной, а после получения оплаты товара, отключают телефон, блокируют контакт;

— мошенник размещает на сайтах объявлений («Авито», «Юла», «Циан» и др.) информацию о продаже какого-либо товара, сдаче в аренду   жилых помещений или же оказании тех или иных услуг, за которые в последующем получает предоплату, тем самым похищая деньги;

— мошенник просит подойти к банкомату и выполнить ряд комбинаций, подключая мобильный банк, и в последующем похищает денежные средства;

— мошенник покупает в сети Интернет взлом страницы социальной сети («Вконтакте», «Одноклассники», «Друг Вокруг» и др.) или осуществляет его самостоятельно. В последующем пишет всем друзьям из списка сообщения с просьбой занять денежные средства под различными предлогами (заболел родственник, не хватает на срочную покупку и т.д.).

Кроме того, в последнее время отмечен такой способ хищения, как «отмена подозрительных операций».

Так, потерпевшему звонят неустановленные лица, представляются сотрудниками банка и сообщают, что службой безопасности зафиксированы подозрительные заявки на получение кредита в другом городе от его имени. Преступники уточняют, делал ли потерпевший такие запросы. После ответа «нет», поступает предложение:

— предоставить доступ к компьютеру или телефону с личным кабинетом;

— установить программу для удалённого управления устройством потерпевшего;

— перевести уже имеющиеся денежные средства в «защищенную ячейку» по реквизитам, которые сообщит злоумышленник. После выполнения действий, денежные средства с карты потерпевшего похищаются.

Также на территории страны распространены следующие виды и способы совершения преступлений бесконтактным способом:

— злоумышленники представляются оператором сервиса электронных платежей «Яндекс.Деньги», после чего требуют перевести средства на биткойн- кошелек под угрозой публикации компрометирующих видео. В письме злоумышленник называет себя программистом, которому удалось взломать компьютер потерпевшего, получить полный доступ к его данным, в том числе к камере. Сообщает о том, что сделал интимные видео и фото, требует перевода денежных средств, под угрозой осуществления рассылки материалов списку контактов «жертвы»;

— заказ якобы от «Яндекс.Такси». Приходит заказ, а затем сообщение в чат о том, что это тестовый заказ «Яндекс.Такси», который надо выполнить для улучшения клиентского приложения. В действительности сообщение поступает с сайта-двойника и денежные средства переводятся мошенникам;

— мошенничество с использованием приложения BlaBlaCar. Злоумышленник под предлогом предоплаты за поездку отправляет фишинговую ссылку, после перехода на которую происходит списание денежных средств (фишинг — тактика рассылки электронных писем и попытка обманом заставить получателей перейти по вредоносной ссылке или скачать «зараженное» приложение);

— случай с родственниками и близкими. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение того или иного преступления (совершил ДТП, хранение оружия или наркотиков и т.д.). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас так делать нельзя, так как он боится потерять погоны. Деньги необходимо привезти в определенное место или передать какому-либо человеку (например, водителю такси). Если абонент согласился привезти деньги, то ему называют адрес, куда приехать, либо просят адрес места жительства, куда отправить курьера (водителя);

— розыгрыш призов. На мобильный телефон абонента звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Перезвонившему отвечает сотрудник «призового отдела» и подробно объясняет условия игры: просит представиться и назвать год рождения; грамотно убеждает в честности акции (никаких взносов, переигровок и т.д.), просит реквизиты карты, на которую отправить выигрыш. Предложение самостоятельно забрать выигрыш не принимается, таковы правила рекламной акции. В дальнейшем с использованием полученных сведений происходит списание денежных средств с карты;

— CMC-просьба. Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи на него определенную сумму и перезвони»;

— платный код. Поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников;

— штрафные санкции оператора. Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды;

— ошибочный перевод средств. Абоненту поступает CMC-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина или женщина сообщают, что ошибочно перевели деньги на его счет и просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности СМС-сообщение приходит с номера-двойника, а не из банковской организации. Денежные средства перечисляются преступникам;

— предложение получить доступ к CMC-переписке и звонкам абонента. Пользователю предлагается изучить содержание CMC-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 руб. на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента. После того, как пользователь отправляет CMC, с его счета списывается сумма гораздо большая той, что была указана мошенниками (до 500 руб), а интересующая информация так и не поступает.

Противостоять мошенникам можно, проявляя бдительность и осторожность в действиях.

В материале использованы иллюстрации из источников: pikabu.ru, Яндекс.Дзен, nash-kislovodsk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©