Год 75-летия Победы, вошедший в нашу жизнь как Год памяти и славы, вновь всколыхнул наши сердца. Мы вспомнили рассказы наших дедов и прадедов, воевавших на фронтах, выслушали живых очевидцев тех событий военных лет. Эти бесценные свидетельства нашли отражение в газетных публикациях. Но белых пятен, касающихся страниц военной истории района, по-прежнему остается немало.
Одна из таких не выясненных историй связана с именем донской поэтессы Елены Ширман, которая, как свидетельствуют многие источники, была расстреляна в Ремонтном.
Что известно о Елене Ширман
Елена Михайловна Ширман родилась в Ростове-на-Дону в 1908 году. С детства увлекалась сочинением стихов, публиковалась в ростовских изданиях. Позднее её стихи стали публиковаться в московских журналах «Октябрь» и «Смена».
В 1933 году Елена окончила литературный факультет Ростовского пединститута, а в 1937 году поступила в Литературный институт им. Горького. Она сотрудничала с рядом ростовских изданий, руководила детской литературной группой, была литературным консультантом газеты «Пионерская правда».
С началом Великой Отечественной войны Е. Ширман возглавила выходившую в Ростове-на Дону агитгазету «Прямой наводкой», в которой публиковались её сатирические стихи.
Немцы дважды занимали Ростов-на-Дону: один раз осенью 1941-го (20-28 ноября) и другой летом 1942-го (24 июля).
В июльские дни второй оккупации 1942 года Елена Ширман покинула город. По одним данным она эвакуировалась вместе с родителями. В других источниках речь идет о том, что в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Елена отправилась в командировку в район села Ремонтного.
Единственным имуществом, которое она взяла с собой, уходя из Ростова, был чемоданчик с материалами газеты — карикатурами и острыми, язвительными стихами и заметками.
В Ремонтном она была схвачена немцами. На её глазах они расстреляли её родителей, а на следующий день, сорвав с неё одежду, заставили рыть себе могилу. О том, как она погибла, стало известно только через 20 лет. Согласно другим воспоминаниям, Елену Ширман расстреляли вместе с родителями в акции уничтожения еврейского населения.
Вопросы без ответов
В этой истории возникает немало вопросов. Дело в том, что в разных публикациях Ремонтное называется то селом, то станицей.
По одним свидетельствам поэтессу Ширман расстреляли в июле 1942. Эта дата свидетельствует о том, что трагическое событие не могло произойти в Ремонтном, так как село было занято в августе 1942 года. А вот в других источниках как раз и указывается дата смерти Е. Ширман — август 1942 г.
У многих наших земляков, которые не раз обращались к этой теме, в том числе и писали в редакцию, возникает справедливый вопрос, если это произошло в ходе бесчеловечной акции расстрела еврейских беженцев фашистами на ремонтненской земле, почему эта трагическая история осталась в тени и была практически неизвестна жителям? Если Елену Ширман расстреляли не в Ремонтном, то где?
Мы позвонили в редакцию дубовской районной газеты, предположив, что трагическое событие произошло в селе Дубовском, которое как железнодорожный узел называется «станция Ремонтная». Как выяснилось, в военной истории Дубовского района тоже нет такого факта.
Обращаемся к читателям, если кто-то из вас располагает фактами, слышал подобную историю от своих бабушек и дедушек, откликнитесь. Эти сведения важны.
Из поэмы «Невозможно»
Разве можно взъерошенной мне истлеть,
Неуемное тело бревном уложить?
Если все мои двадцать корявых лет,
Как живые деревья твердят: — жить!
Если каждая нить на моей башке
К солнцу по-своему тянется,
Если каждая жилка бежит по руке
Неутомимым танцем!
Жить! Изорваться ветрами в клочки,
Жаркими листьями наземь сыпаться!
Только бы слышать артерий толчки,
Гнуться от боли, от ярости дыбиться.
Елена Ширман