Коляда, Коляда — отворяй ворота

Яркие костюмы, песни, звенящие в морозном воздухе — в старину умели отмечать праздники. Одна из самых веселых и древних русских традиций — колядование. О ее значении и истории  в преддверии Рождества рассказывает районка

#Новый год

Колядование — древняя славянская языческая традиция. Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря.

Это имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца. На Руси верили, что оно — светлое и доброе, несущее надежду на воскрешение природы после холодов. В некоторых регионах Коляду называли Таусень, Овсень или Виноградень.

Люди считали, что песни-колядки имеют магическую силу. Хозяева дома должны были отблагодарить колядующих чем-то вкусным. Если их прогоняли, благословения сменялись ритуальными угрозами, а в окна и двери избы летели снежки.

Все такие обряды так или иначе связаны с деятельностью крестьян. Они верили, что нужно провести как можно больше магических действий в первые дни нового года, чтобы был урожай, приплод скотины, счастье и достаток в семье.

Колядовали не только на Руси. Похожие ритуалы были и у западных славян — предков чехов, поляков, словаков.

С приходом христианства это стало рождественской традицией — языческие песни сменились христославными, а бутафорское солнце в руках гуляющих превратилось в Вифлеемскую звезду.

На сегодняшний день древние славянские традиции соединились с православными. Где-то они слились, где-то по-прежнему конфликтуют. Даты празднования тоже сместились.

Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия.

Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев.

До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане.

На Руси в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, — но колядовали разными группами: отдельно женщины с мужчинами, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.

На христославные и посевные колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января — дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год. Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, — все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски.

Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» — специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.

В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».

Оцените статью
Рассвет