Коронавирус не отступает

В Ростовской области привито больше 60% жителей. Почему это не остановило коронавирус, объяснили ростовские вирусологи

В Ростовской области на начало ноября привито больше 62% населения — эти цифры привел главный санврач Ростовской области Евгений Ковалёв. Этот уровень недавно называли достаточным для коллективного иммунитета, однако по факту заболеваемость в регионе даже не приостановилась — ковидные рекорды продолжаются.

Почему так произошло и что остановит COVID-19, рассказывают ведущие донские вирусологи.

Галина Харсеева, заведующая кафедрой микробиологии и вирусологии №2 РостГМУ,
доктор медицинских наук, профессор

Причина №1.
Недостаточное количество вакцинированных

Заведующая кафедрой микробиологии и вирусологии №1 РостГМУ, доктор медицинских наук, профессор Юлия Набока констатировала: 62% привитых недостаточно для остановки эпидемии.

— Если обсуждать цифру охвата прививками для таких заболеваний как дифтерия, коклюш, полиомиелит, то это около 90%, тогда страна и мир входят в состояние эпидемиологического благополучия. Поэтому темпы вакцинации от коронавируса должны быть ещё выше.

Добавим, что реальный показатель вакцинированных от коронавируса и в Ростовской области, и в России может оказаться ниже заявленных цифр. Не секрет, что часть «привитых» просто купила сертификаты. Кстати, именно такие «вакцинированные» попадают в больницы с тяжелой формой коронавируса.

Причина №2.
Мутации вируса

Уже забытый британский штамм, печально знаменитый дельта-штамм — это результаты мутации вируса. Возбудитель заболевания учится обходить защиту человеческого организма.

— У дельта-штамма есть определенные особенности. Очень резко сократился инкубационный период. Если год назад он составлял 14 дней, сейчас в среднем 2-3 дня. Вирус стал более контагиозен, а первые симптомы зачастую неотличимы от ОРВИ, — пояснила Юлия Набока.

Пациент с дельта-штаммом может заразить до 4 человек, когда, к примеру, подхвативший вирус гриппа — только одного-двух. Последствия мутаций мы наблюдаем с лета — переполненные госпитали и рекорды по заболеваемости и смертям. Но вирусологи акцентируют внимание на том, что непривитые сограждане активно помогают вирусу становиться ещё сильнее.

— Поражая непривитых людей, коронавирус активно размножается в их организме, — говорит заведующая кафедрой микробиологии и вирусологии №2 РостГМУ, доктор медицинских наук, профессор Галина Харсеева. —  Чем большее количество непривитых инфицируется и заболевает, тем сильнее становится вирус.

По её словам, циркуляция коронавируса в организме непривитых сопровождается усилением его патогенных свойств, что приводит в дальнейшем к появлению мутаций. В результате вирус приобретает способность внедряться и в организм привитых людей.

— Учитывая, что привитые имеют защиту от данной инфекции, заболевание протекает у них легче.  Однако привитым  не стоит пренебрегать мерами индивидуальной защиты (ношение масок, соблюдение социальной дистанции, мытье рук), так как для развития заболевания играет роль и величина инфицирующей дозы коронавируса, — порекомендовала Галина Харсеева. —  Чем инфицирующая доза больше, тем больше вероятность развития тяжелых форм заболевания.

Люди, отказывающиеся от прививки, продолжает эксперт, «взращивают» новые, более опасные штаммы коронавируса. Это и приводит к драматическим последствиям: появляются штаммы-мутанты коронавируса, что влечет за собой необходимость создания новых вакцин, ориентированных уже на эти штаммы.

При этом штаммы-мутанты — не новость для вирусологов. Галина Харсеева напоминает об эпидемии дифтерии в РФ в 90-е годы.

—  Произошло это только потому, что, начитавшись бульварной прессы, люди стали отказываться от прививок. Это привело к появлению штаммов возбудителя, приобретших способность поражать не только детей (а дифтерия ранее рассматривалась как детская инфекция), но и взрослых, — напомнила вирусолог.

— Причем взрослые болели тяжелее: у них появились новые осложнения этой инфекции: поражения кишечника, пищевода, легких, печени. До эпидемии ничего подобного не было. И только проведение массовой вакцинации позволило остановить эпидемию.

Такая же ситуация складывается и сейчас: коронавирус мутирует, становится более опасным и «научился» уже поражать детей. Не будем прививаться – начнут болеть и погибать дети.

— Чтобы защититься от новых штаммов коронавируса, их нужно встречать «во всеоружии»: необходимо привиться как от коронавирусной инфекции, так и от гриппа и пневмококковой инфекции. А как скоро новый мутант нас настигнет – неизвестно. Все зависит от того, насколько сами люди будут соблюдать меры безопасности, — резюмировала профессор Харсеева.

Юлия Набока, заведующая кафедрой микробиологии и вирусологии №1 Ростовского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

Причина №3.
Беспечность

Профессор Юлия Набока рассказывает, что при борьбе с любой эпидемией есть три звена. Это — воздействие на источник инфекции, разрыв путей передачи и работа с восприимчивым коллективом.

Источник инфекции, первое звено — это больные, которые должны в зависимости от состояния находиться дома или в стационарах. С этим в Ростовской области более или менее нормально, но дальше начинаются сложности.

— Второе направление, разрыв механизмов путей передачи, у нас не выполняется. Это то, о чем многие говорят — дистанция и маски, — объясняет микробиолог. — Многие люди ездят в общественном транспорте, ходят в магазины и даже не знают, что больны — они находятся в инкубационном периоде или болеют бессимптомно. А что делать окружающим? Вирусы же выделяются не только при кашле, чихании, но и при разговоре. Поэтому ношение масок является обязательным. И эта маска не должна быть одна на  год — в местах скопления людей ее нужно менять раз в 2 часа.

Третье направление — это та самая вакцинация, споры о которой продолжаются уже почти год.

Что будет дальше?

— Выхода существует два. Или мы все переболеем, или все вакцинируемся, — говорит Юлия Набока. — Коллективный иммунитет складывается из иммунитета каждого человека. И чем дольше мы будет продвигать ситуацию  с вакцинацией, тем дольше будет формироваться иммунитет. Я думаю, он будет формироваться ровно столько, сколько будет идти вакцинация.

Вирусологи напоминают, что коронавирус — далеко не первая общемировая угроза. И тотальная вакцинация уже помогала избавляться от смертельно опасных болезней — например, от оспы.

Опасения по поводу вакцин и недоверие к ним, говорит профессор Галина Харсеева, тоже были всегда.

— Вакцины не содержат живых вирусных частиц и не могут вызвать заболевание у привитых, — подчеркивает Галина Харсеева. — Лица с хронической патологией должны быть привиты, так как заболевание у них будет протекать тяжело и могут возникнуть проблемы с назначением лекарственных препаратов. Другое дело, что существуют определенные подходы к вакцинации хроников. Прививать их нужно в период ремиссии, длительность которой составляет для людей с аллергической патологией 2-4 недели, для остальных категорий – 4 недели. Проведению вакцинации не препятствует базисная терапия, которую рекомендуют проводить за несколько дней до и после прививки. Вакцинировать лиц с аллергической патологией необходимо, так как в случае их заболевания лечение этих пациентов будет серьезно затруднено ввиду аллергических реакций на лекарственные препараты.

При невозможности привить человека с хроническим заболеванием (стадия обострения) врачи рекомендуют придерживаться стратегии «кокон»: привить его ближайшее окружение (членов семьи, близких знакомых и др.).

В любом случае, учёные подчёркивают, что эффективного препарата для лечения коронавируса нет. Защититься от него можно только за счёт прививки. Поэтому вакцинация от новой коронавирусной инфекции необходима — и только она поможет победить пандемию.

По материалам сетевого издания 1rnd.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©