Всероссийский фестиваль журналистов «Моя провинция», существующий уже более 20 лет, манил нас давно. Узнав, что в этом году журналисты всея Руси встретятся в милом сердцу ремонтненцев Пятигорске, определились — «час настал» и вместе с коллегой Денисом Клевцовым отправились в дорогу. Тем более, что по сравнению с участниками, спешившими на профессиональный форум из Башкирии, курганского Каргополья, Пензы, Нижнего Новгорода, для нас путь недалек – всего-то четыре сотни километров.
Однако «не говори гоп, пока не перепрыгнешь», предостерегали наши бабушки. И нам не раз пришлось вспомнить эту мудрость, когда через Калмыкию на скорости не более 20 км в час ехали по снятому с дороги по причине грядущих ремонтов полотну или вообще пробирались объездными путями по грунтовке в мареве пыли, из которой то и дело, словно причудливые монстры, выныривали встречные большегрузы. В общем, наш совет землякам, отправляясь на курорты Кавказских Минеральных вод, игнорируйте в этом году предлагаемую навигатором, как самую короткую, дорогу мимо Кевюд, Кучерлы и Летней Ставки, лучше поехать по проторенной — через Приютное.
Всем Машук!
Тем радостнее было прибытие в Пятигорск, приветливо встретивший нас сочной зеленью и солнышком, еще не беспощадным, как бывает в середине лета, но мягко согревающим уже все вокруг.
У подножия знаменитой и знакомой каждому, кто хоть раз побывал в Кавминводах, горы Машук, расположился федеральный образовательный Центр знаний с одноименным названием «Машук». Это современное, а следовательно, цифровое образовательное пространство со всеми вытекающими – учебным и спальным корпусами, множеством спортивных полей и уютных беседок, большим амфитеатром под открытым небом и площадкой на крыше, где так здорово было в наступившей ночи первого дня слушать то, что поет современная молодежь и подпевать, когда звучат мелодии знакомых песен.
У открытого всего год назад Центра говорящее кредо — «Учим тех, кто учит». Здесь уже прошли переподготовку и повысили квалификацию различные категории управленцев и преподавателей. На этот раз на три неполных дня он стал кузницей журналистских кадров.
Сколько же интересного нас здесь ожидало. Точнее, с какими интересными людьми столкнула профессиональная судьба. Что сказать, если преподаватели кластера – ведущие специалисты ИТАР ТАСС. А журналистские работы разбирает сам Шод Муладжанов — главный редактор «Московской правды». А каково общаться с легендой первого канала, интеллигентной и обаятельной Аллой Данько. И гордиться, что ты здесь и сейчас, когда президент фестивального движения «Моя провинция» Елена Фоминых провозгласила главное мероприятие года региональной прессы открытым!
Лекции, мастер-классы и коллеги, в разговоре с которыми рождались новые идеи и мысли…
— Если браться, то надо заряжаться на работу вдолгую и, безоговорчно, рассчитывать, на поддержку коллектива редакции,- поделилась с нами собственным опытом редактор «Сердобских новостей» Людмила Евушкина, проект которой по восстановлению въездной городской стелы нас заинтересовал.
В общем, после всего увиденного и услышанного хочется сказать: «Всем Машук!», в том смысле, что учиться здесь полезно и весело.
Из болота с калмыцкими кибитками вырос чистенький новенький город
Вот таким непривычным был на этот раз ракурс, с которого мы увидели город Пятигорск, имя которого неразрывно с именем Михаила Юрьевича Лермонтова.
…В очередной раз мы у домика, где прошли последние дни Поэта. Какое же восхитительное ощущение стоять здесь в 21 веке и смотреть глазами великого соотечественника, как он это видел году эдак в 1840-м.
«Вид с трех сторон у меня чудесный,- писал он в своей повести «Княжна Мери»,- на запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури», на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона, на восток смотреть весело: внизу передо мною пестреет чистенький новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа…».
Как же незыблемо все – на месте Бештау и Машук, все так же к минеральным источникам тянутся курортники, по-прежнему здесь пестро и многолюдно…
Прежде не раз побывав в Пятигорске, мы с коллегой были уверены, что знаем о нем, если и не все, то, по крайней мере, очень много. Но экскурсовод Лена смогла удивить. Два часа она увлеченно водила нас по лермонтовским местам, и рассказывала, как из болота с калмыцкими кибитками, наспех сооружавшимися у подножия горы, где били источники, Пятигорск превращался в город-курорт и обретал черты, знакомые нам сегодня.
Бродя по упорно карабкающимся на гору улицам, нельзя не заметить, как много здесь воплощено в характерном для этих мест камне — белоснежные дома, глухие ограды, беседки, скамейки… Все это травертин — удивительный камень, появившийся благодаря местным минеральным источникам.
— На протяжении тысячелетий,- рассказала нам экскурсовод,- у подножия горы Машук вытекали горячие источники, а потому и город первоначально назывался Горячеводск. Испаряясь, источники создавали мощный пласт травертина, который, по сути, является известковым туфом, образовавшимся в результате отложения солей углекислых источников.
Пористый и слоистый, словно вобравший в себя время… рука тянется его потрогать, пройтись по его прожилкам и ощутить нежную шероховатость.
Между тем, стоя на самом краешке парапета, окаймляющего Эолову арфу и сложенного, опять-таки, из травертина, экскурсовод протянула руку в сторону утопающей внизу в зелени Елизаветинской, ныне Академической галереи. В первой половине 19 века она была построена, чтобы бомонд того времени в перерывах между приемами целебной воды мог прогуливаться в тени галереи и в ожидании действия вод наслаждаться красивыми видами. А пить по совету докторов, только представьте, надо было по тридцать стаканов воды трижды в день. Чуть позже, спустившись к Центральной питьевой галерее, мы попробовали последовать совету тех лекарей. Увы, на третьем стакане большинство сошло с дистанции и только самые целеустремленные одолели пятый. Вряд ли можно сказать, что сей факт нас очень опечалил. Ведь у наших ног лежал необыкновенно красивый «Цветник».
Респект Ефрему Аветисовичу Оганесяну
Не много среди наших земляков найдется людей, кто не был в Пятигорске. И уж совсем редким станет тот, кто из побывавших заявит, что не жил в санатории «Руно». С балконов его номеров мы любуемся разбитыми здесь клумбами, наблюдаем за променадом курортников, и свысока смотрим на Кису Вробьянинова, которого Остап Бендер стараниями Ильфа и Петрова поставил у входа в парк просить милостыню. «Je ne mange pas six»,- звучал жалобный голос героя «12 стульев». В наши дни он стал героем личных снимков многочисленных туристов.
А между тем, в былые времена здесь было болотце. Сюда стекали воды с горы Горячей, да и застаивались здесь. Архитекторы братья Бернардацци, усилиями которых Пятигорск обрел свою неповторимую индивидуальность, обнаружив незадействованный пятачок, получили разрешение местных властей на его осушение. Так появилось это восхитительное место – были высажены первые цветы, поставлены лавочки, тогда же здесь были разбиты знакомые нам грот Дианы и Николаевские ванны. В середине 19 века парк стал центром курортной жизни и остается таковым.
Видя все это, задумываешься, каков же был авторитет и пробивная сила нашего земляка, председателя местного колхоза, депутата Верховного Совета СССР Ефрема Аветисовича Оганесяна, чтобы добиться разрешения поставить колхозный санаторий в самом сердце Пятигорска. Но это случилось – в 1965 году, 6 июля, санаторий торжественно распахнул свои двери навстречу людям. С тех пор в семейных альбомах ремонтненцев сохранились фотографии бабушек и дедушек, запечатленных у еще одной достопримечательности — каменного орла, что с вершины взирает на санаторий. А мы, приезжая сюда, продолжаем традицию и, взбираясь по склону к Китайской беседке, отдаем дань памяти орлу. Множатся фото в семейном альбоме, правда, теперь уже в цифровом.
Не было бы курорта, если бы не трудолюбивые руки
Ну разве бы тянуло нас в Пятигорск, не будь он так зелен и цветущ? Трудно представить эту гористую местность без густо поросших деревьев, под сенью которых в жаркий день приятно укрыться. Каково же было удивление, когда мы узнали, что раньше склоны, на которых прилепились затейливые беседки и многочисленные смотровые площадки, были скалистыми и, соответственно, голыми.
— Для того, чтобы высадить здесь деревья, прикладывались титанические усилия,- рассказала пятигорский экскурсовод,- вырубались в скале ямы, засыпались землей и туда уже высаживались саженцы. Многие из них, конечно же, не выжили, но работа продолжалась столетиями и сейчас мы видим такой зеленый Машук, зеленый край. Не только в Пятигорске, но и в Железноводске, Ессентуках и даже в знаменитом кисловодском парке все высажено вручную.
…Как и встречал, провожал нас Пятигорск солнцем. Только, казалось, его стало еще больше. Может от того, что к нему прибавились улыбки коллег, с которыми породнили нас эти три дня. Обернувшись на прощанье, в стекле заднего вида я дважды увидела Машук – гору и пониже большие буквы названия Центра знаний. И вдруг так захотелось бросить монетку, как ее бросают в море, чтобы вернуться…
Елена Шипулина корр. «Рассвета», фото автора и из галереи Центра знаний «Машук»