Правительство Российской Федерации одобрило законопроект, предусматривающий введение автоматического контроля наличия полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) с помощью дорожных камер. Соответствующий проект федерального закона, вносящий поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), направлен на устранение правовых коллизий и обеспечение справедливого применения штрафных санкций.
Ключевым нововведением станет установление порядка, согласно которому водитель, управляющий транспортным средством без действующего полиса ОСАГО, будет привлекаться к ответственности только один раз в течение одних календарных суток, независимо от количества проездов под камерами фиксации. Размер штрафа за первичное нарушение составит 800 рублей.
За повторное нарушение, зафиксированное в течение следующих суток, предусмотрена повышенная административная ответственность в виде штрафа от 3 000 до 5 000 рублей. Одобренные правительством поправки исключают возможность ошибочного вынесения двух штрафов в одни сутки — за первичное и сразу за повторное нарушение.
Механизм работы системы предполагает проверку данных между информационными системами ГИБДД и Национальной страховой информационной системы (НСИС). Камеры фотовидеофиксации будут распознавать государственные номерные знаки транспортных средств, после чего в автоматическом режиме будет осуществляться сверка с базой данных действующих договоров ОСАГО. Для минимизации ошибок, связанных с задержкой актуализации информации в базах (например, при оформлении бумажных полисов), штраф будет выноситься не мгновенно, а на следующий день после фиксации.
Как отметил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, данная мера окажет благоприятное влияние на ситуацию на дорогах в целом. Снижение доли автовладельцев без полисов положительно скажется на защищенности всех участников дорожного движения, а также позволит более эффективно сдерживать рост страховых премий для добросовестных водителей.
Перед полноценным запуском системы предстоит завершить организационные и технические процедуры, включая модернизацию программного обеспечения «Паутина» и отработку механизма взаимодействия между ведомствами. Законопроект будет внесен в Государственную Думу РФ для рассмотрения в установленном порядке.
Внедрение автоматического контроля является логическим продолжением работы по снижению количества незастрахованных автомобилей в России, которая уже привела к значительным результатам: по экспертным оценкам, их доля снизилась с 7-10% до 5-7% с начала текущего года.
Фото: Л. Смига