Я приросла корнями к ремонтненской земле

Так говорит краснодипломница Людмила Кононогова, более сорока лет назад приехавшая в школу отдаленного района и оставшаяся здесь навсегда

По-разному люди приходят в профессию. Для одних это мечта, оправдавшая ожидания, а случается, что и нет. Для других – жизненная необходимость, которая, так тоже бывает, обернулась счастьем пришедшего профессионализма и увлеченностью делом. Об учителе начальных классов Ремонтненской гимназии №1 Людмиле Кононоговой в этом случае, как бы громко ни звучало, хочется сказать, что профессия стала ее осуществившейся мечтой и была предопределена ей с рождения.

Мама Александра Феоктистовна – учитель начальных классов, вырастившая не одно поколение школьников поселка Гигант. К тому же, она была не единственным представителем учительства в семье – две ее сестры также посвятили свою жизнь педагогической работе. А потому за школьную парту маленькая Люда  села гораздо раньше своих сверстников.

Последний звонок в школе поселка Гигант, 1975 г.

— В силу необходимости мама, случалось, брала нас с братом в школу, сажала за последнюю парту, просила вести себя хорошо. Мне было очень интересно смотреть, как она ведет урок и наблюдать за учениками. В моем воображении я становилась учительницей и представляла, как стою у доски. Я ждала очередной поход в школу с нетерпением,- с улыбкой теперь вспоминает Людмила Алексеевна.

Вот и книги великих педагогов Макаренко, Сухомлинского  она прочла намного раньше своих однокурсников по институту. 

Выпускница Таганрогского педагогического института, окончившая его с «красным» дипломом, могла выбирать распределение, но без оговорок поехала в отдаленный район, откуда начинаются рассветы над донской землей. Здесь ее ждал муж Евгений, годом раньше вернувшийся на малую родину после окончания Азово-Черноморского института механизации сельского хозяйства и, по выражению Людмилы Алексеевны, бесконечно влюбленный в эту землю.

— Благодаря ему я приросла корнями здесь, очень полюбила Ремонтное и наш район, — говорит Людмила Алексеевна, — Женя познакомил меня со всеми окрестностями и, вслед за ним, я поняла красоту, пусть не богатой, но такой необыкновенной природы, которая и сейчас, по прошествии стольких лет, продолжает удивлять и восхищать.

Вчерашней студентке, перешагнувшей в 1981-м году порог Ремонтненской средней школы №1, как тогда называлась гимназия, дали первый класс, что ее очень обрадовало. С тех пор, как в известном выражении, покой учителю только снился. В школу и в свой класс, где ее ждали распахнутые глаза любопытных мальчишек и девчонок, хотелось не бежать – лететь.

Результаты, словно крылья, подталкивали к лучшим практикам и новым педагогическим находкам. Даже опыт завуча, которым она на некоторое время стала в начальной школе, показался ей менее интересным, чем работа с маленькими детьми, из которых учитель растит большие личности.

Л.А. Кононогова ведет урок

Так Л.А. Кононогова стала первым в районе учителем начальных классов, работающим по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Три года без отрыва от основной работы учитель снова училась – дважды в год сессии, и такое знакомое студенческое волнение перед экзаменами… Но как же это было интересно. За тот важный момент в профессиональной жизни сегодня она благодарит Галину Михайловну Нестеренко, бывшую тогда заведующей отделом образования, подтолкнувшую к освоению новой на тот момент системы обучения.

И в этом процессе совершенствования Людмила Кононогова уже никогда не останавливалась —  постоянно брала на вооружение инновационные методы обучения, внедряла новые, более современные программы, среди которых известная «Школа 21 века».

— В нашем районе сложилась хорошая и многолетняя традиция – брать на вооружение лучшее, передовое. Наши учителя не боятся инноваций, не ждут, когда кто-то проторит путь. Поэтому наш район всегда немного впереди других, — не без гордости отмечает Людмила Алексеевна профессионализм своих коллег.

Полученные знания щедро передавались коллегам.  Редкий учитель, перенимая опыт, не побывал на уроках Людмилы Кононоговой. А ученики, давно уже вышедшие из школьных стен, не только ярко помнят первые уроки в классе, но и заново осмысливают то время своей жизни.

— Еще на пробных дошкольных занятиях я хотела оказаться в классе у Людмилы Алексеевны. Она мне казалась справедливой, с идеальным балансом между строгостью и добротой, а еще просто интересно обо всем рассказывала. И самое главное, я никогда потом не испытывала никакого страха, боязни сделать ошибку, было только приятное волнение, — рассказывает о своем первом учителе выпускница гимназии 2014 года Мария Шипулина.  — Считаю, что способность именно учиться и самостоятельно узнавать новое, у меня появилась благодаря Людмиле Алексеевне, за что хочется сказать большое спасибо! А еще помню, что даже после перехода в старшую школу мы заходили в гости просто поболтать или за советом, а это уже точно знак, что Людмила Алексеевна не просто учитель начальных классов, а скорее, наставник.

Людмила Кононогова своими наставниками считает учителей старшего поколения, которые, по ее словам, с ними, молодыми, без устали возились, делились опытом, подсказывали и подбадривали.

— Я в этом плане счастливый человек, — улыбается Людмила Алексеевна, вспоминая свои первые шаги в профессии. — В школе №1, куда я приехала на преддипломную практику, меня под свое крыло взяла Лариса Васильевна Клевцова. Большой профессионал, она не ограничивала меня в свободе действий, но при этом по крупицам анализировала проведенные уроки. Благодаря ей, я почувствовала уверенность в своих силах.  С Раисой Федоровной Слюсаревой, которая работала в параллели, мы после занятий снова садились «учить уроки», я с удовольствием посещала ее занятия с учениками, — вспоминает моя собеседница,- очень многое взяла для себя из «копилки» Любови Николаевны Москалевой. Она в любую минуту готова была помочь и подсказать: «ведешь урок, — говорила она мне, — вдруг засомневалась, смело открывай ко мне дверь в класс, я подскажу». Была такая ситуация, когда я воспользовалась данным мне правом.

Людмила Алексеевна давно уже сама стала наставником для молодых коллег. Среди тех, кого она учила, немало учителей, работающих в разных городах, районах области и страны, преподающих разные предметы.

Л.А. Кононогова вместе со своими учениками, которые уже сами стали учителями начальных классов: Г.В. Ткаченко, М.А. Ткачева, М.А. Мищенко
 

Сегодня рядом с Л.А. Кононоговой в одном селе работают ее бывшие ученики, которые уже сами стали для ремонтненских  ребят первыми учителями – Галина Ткаченко и Мария Ткачева в гимназии, Марина Мищенко в средней школе №2.

— В первом классе, после уроков я бежала домой, чтобы в своей двухэтажке собрать всю детвору и играть «в школу». Я, конечно, копировала Людмилу Алексеевну и мечтала, что вырасту и  стану  учителем младших классов, —  делится детскими воспоминаниями Марина Мищенко.

— Среди тех, кто повлиял на мое решение стать учителем начальных классов, а оно созрело еще в детстве, без сомнения, Людмила Алексеевна, — говорит Галина Ткаченко, — впервые я познакомилась с нею, будучи ученицей третьего класса, когда она пришла к нам учителем. Потом у нее учился мой сын. А когда я пришла работать в гимназию, то Людмила Алексеевна опять оказалась рядом, мы стали коллегами. На протяжении всех этих лет я чувствовала ее поддержку,  помощь, заботу. Меня всегда поражала ее неиссякаемая энергия, трудолюбие, профессионализм, желание помочь всем, кто в этом нуждается, а, самое главное, огромная искренняя любовь к детям.

— Это энтузиаст своего дела, который живет интересами своих учеников и коллег. Обладающая неуемной энергией и умеющая зажечь всех вокруг, Людмила Алексеевна полна творческих планов и идей, — это уже отмечает заместитель директора гимназии по научно-методической и инновационной работе Ирина Задорожняя, — и сегодня, когда, казалось бы, достаточно работать на уже приобретенном богатом опыте, она совершенствует свой профессиональный уровень и занимается самообразованием.

Одним из направлений, которое Людмила Кононогова считает важным в педагогической работе, является патриотическое воспитание. В его рамках она с головой ушла в проектную деятельность. Подготовленные педагогом ученики неоднократно становились победителями муниципального этапа научно-практических конференций, а уже вышедшие из школьных стен Вероника Зайцева и Дарья Немашкалова – лучшими в региональном конкурсе.

База, заложенная в начальной школе Л.А. Кононоговой, подтверждается высокими баллами ее воспитанников на ЕГЭ. 

…Сегодня принятую Людмилой Алексеевной когда-то от мамы педагогическую эстафету  продолжает сын Денис Евгеньевич, возглавляющий самую большую образовательную организацию района – Ремонтненскую гимназию №1, которая в районе находится на верхней строчке в рейтинге «Лучшая школа».  

— Мне хотелось, чтобы внучка продолжила учительскую династию, однако она пошла в юристы, — делится сокровенным Людмила Алексеевна, — но я надежды не теряю, — улыбается  учитель…

Она всегда была рядом, когда ты не знал, как или куда идти

Людмила Алексеевна для меня — пример того, каким должен быть идеальный учитель. Конечно же, идеальный учитель в моем представлении. Это сочетание в нужных пропорциях и крепкой базы знаний, сосредоточенности на процессе обучения, и умения создать интерес и вовлеченность, и человеческой доброты, понимания, и иногда даже строгости, но именно там, где она уместна. Первые классы я помню и как сами уроки, и как большое количество творческих мероприятий, где можно и нужно было проявить себя. Это безопасное пространство для движения создавала Людмила Алексеевна, и в то же время она была опорой там, где ты не знал, как или куда идти.

Ребёнком мне было сложно оценивать сам подход к нашему обучению. Уже сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, как много сил и энергии было вложено в нас, как это всё было живо, ново и интересно. И те знания, ту базу, которую нам дали, то отношение и уважение к учебному процессу, любовь и стремление к учебе не всегда можешь заметить в моменте. Это становится таким естественным, как дышать или ходить, и вместе с этим, это именно то, что когда-то, очень давно, ещё в начальной школе, в тебе сформировали, научили и вложили.

Я всегда с теплом вспоминаю это время, наш класс с очень разными, но такими родными ребятами, кабинет на втором этаже с большими светлыми окнами сразу справа от лестницы. За это время, воспоминания и всю эту теплоту — моя огромная благодарность Людмиле Алексеевне!

Марина Натхина, выпускница 2010 г.

Текст: Е. Шипулина / rassvetnews.ru / фото автора и из архива Л.А. Кононоговой

Вам также будет интересно:

Больше интересных новостей вы найдете на  rassvetnews.ru и в наших социальных сетях:  «Одноклассники»,  «Вконтакте» и  в Telegram-канале


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©