В течение шести дней солдаты под командованием Гукаса Мадояна удерживали железнодорожный вокзал Ростова-на-Дону. За это время они отбили 40 вражеских атак
Продолжая рубрику «Этот день в истории войны», учитель истории Ремонтненской гимназии №1 Вячеслав Дрижд останавливается на одной из значимых военных операций — освобождении Ростова-на-Дону.
![](https://rassvetnews.ru/wp-content/uploads/2025/02/baqywog7vtw-694x1024.jpg)
14 февраля 1943 г. в ходе Северо-Кавказской наступательной операции советские войска освободили Ростов-на-Дону, находившийся под фашистской оккупацией с 24 июля 1942 г. (205 суток), во время которой было угнано на принудительные работы 53 тыс. ростовчан, расстреляно около 40 тыс. мирных жителей и военнопленных.
16 марта 1946 года на страницах газеты «Молот» были опубликованы отрывки из воспоминаний маршала Р. Я. Малиновского, командующего войсками Южного фронта. Он писал:
«Под городом Ростовом-на-Дону я пережил глубочайшую горечь и несчастье, заключающиеся в том, что, невзирая на великое упорство руководимых мною войск, мы не смогли сдержать навалившуюся на нас гитлеровскую военную машину, и в знойное лето 1942 года вынуждены были оставить врагу наш родной Ростов. После этого, где бы мне не приходилось сражаться с врагом, я был одержим одной мыслью: «Ростов нужно отвоевать, нужно овладеть «Воротами на Кавказ» как можно скорее, чтобы враг, ворвавшийся на Кавказ, был захлопнут и задохнулся там насмерть. С этой мыслью я дрался под Сталинградом».
В этот день, 13 февраля, проходили самые ожесточенные сражения за Ростов-на-Дону. Немецкие войска удерживали позицию у железнодорожного вокзала. Гитлеровское командование четко понимало, что город удержать уже не получится и пыталось эвакуировать снаряжение, а после уничтожить пути снабжения.
На земле, покрытой снегом и свинцово-голубоватыми лужами, беспрерывно рвались снаряды, и все вокруг гудело так, точно гигантское землетрясение кромсало землю на части. Гитлеровцы готовились к обороне Ростова упорно и долго…
Прикрываясь ночной темнотой, отряды советских автоматчиков ворвались с Зеленого острова на Береговую улицу. Расстреливая гитлеровцев, они пронеслись по улицам Нахичевани, выгнали на Театральную площадь и завязали бои в парках. Другие отряды выбили вражеских солдат из Красного поселка и завода «Ростсельмаш». Охватывая город тесным кольцом, советские войска входили на пылающие ростовские улицы.
Отличившиеся в этот день бойцы группы Г.К.Мадояна уже пятый день с начала операции удерживали позицию возле вокзала и не позволяли врагу спокойно поставлять припасы в осажденный город.
Противнику, имевшему значительное превосходство в силах и средствах, удалось отрезать сводный отряд Мадояна от остальных подразделений бригады и окружить его. Но бойцы стояли насмерть, немцам пришлось вызвать артиллерийские удары, но и это не сломило дух красноармейцев. В ходе отчаянной попытки вытеснить группу Мадояна, противник нанес авиаудар, практически разрушивший до основания позицию. Начался пожар. Во избежание больших потерь бойцам пришлось отступить. Вечером 13 февраля вместе с подошедшими красноармейцами отряд провел контратаку, сломив последнее сопротивление захватчиков.
В результате были захвачены более 600 паровозов, 3000 вагонов, бесчисленное вооружение, не успевшее покинуть город. За доблесть, стойкость и мужество, проявленные в боях при удержании захваченного плацдарма, многие воины-мадояновцы награждены орденами и медалями. А лично Г.К Мадояну присвоено звание Героя Советского Союза.
К утру 14 февраля Ростов был полностью освобожден от оккупантов.
Большую помощь при освобождении Ростова нашим бойцам и командирам оказали партизаны и подпольщики, уничтожавшие живую силу и технику противника, его средства связи, склады, здания и сооружения родного города. Юный разведчик Валерик Нижегородцев был проводником бойцов 152-й стрелковой бригады. Он получил смертельное ранение и был похоронен в парке имени Фрунзе. Сейчас его могила около Вечного огня, в Пролетарском районе.
Все центральные улицы Ростова представляли собой огромную груду развалин. Из 567 000 жителей воинов-освободителей встречали около 170 000 ростовчан. Радость освобождения была омрачена горем от потери родных и близких, ставших жертвами террора оккупантов. Только в камерах и во дворе городской тюрьмы на Кировском проспекте было обнаружено 1500 трупов мирных жителей, зверски казненных фашистами, пытавшихся эвакуироваться из города. В ямах на улице Волоколамской лежали тысячи трупов погибших военнопленных. Специальная государственная комиссия, расследовавшая все злодеяния немецких захватчиков и их пособников, отнесла город Ростов-на-Дону к пятнадцати городам СССР, наиболее пострадавших от оккупации в годы Великой Отечественной войны.
В ходе изучения событий, связанных с освобождением донской столицы, я узнал, что в дни боёв за Ростов-на-Дону самоотверженно спасал раненых врач Алексей Иванович Марков. Непрерывно, на протяжении двух суток, он лично оказал медицинскую помощь нескольким сотням раненых бойцов, командиров полка. А после войны Алексей Иванович работал хирургом в нашей районной больнице. Вот такой интересный факт.