Педагог Денисовской средней школы, заместитель директора по учебной работе Ирина Пустоветова, продолжая рубрику «Этот день в истории», рассказывает о событиях одного дня войны на крупном железнодорожном узле – станции Лихой Ростовской области. С этим днем и этим местом связана личная история Ирины Николаевны и ее семьи. На этой станции в годы войны работал и погиб ее дед.

К февралю 1942 года общая ситуация на фронтах оставалась тревожной. Враг был отброшен от столицы СССР на 100-150 километров, но еще только впереди были победы под Сталинградом, Курской дугой, успешное форсирование Днепра… и все те события, которые позже принесут Победу.
Станция Лихая — крупнейший железнодорожный узел – здесь сходились сразу 4 дороги: Юго-Восточная, Северо-Донецкая, имени Ворошилова и Сталинградская. Сотни санитарных поездов, эшелоны с военными грузами, проходила эвакуация оборонных заводов — узловая станция, конечно, была мишенью для врага.
23.02.1942 г., в 11:55 ч. 6 самолетов противника типа «Junkers» Ju-88 произвели эшелонированный бомбардировочный удар по железнодорожному узлу на ст. Лихая Ростовской Ж/Д.
Шесть немецких самолетов сбросили фугасные авиабомбы крупного калибра.
Сила взрывной волны от попадания авиабомбы и детонации боеприпасов была такова, что деталями железнодорожных путей и кусками вагонов засыпало огневую позицию 1 батареи, которая стояла на расстоянии 1 км от эпицентра взрыва. Колесные пары разлетались до полутора километров.
По данным комиссии НКВД на станции Лихая одна из авиабомб попала в крытые вагоны с аммоналом весом примерно 18 тонн.
В результате бомбардировки железнодорожного узла ст. Лихая от попадания авиабомб в ж/д вагоны с боеприпасами и аммоналом произошла детонация и объёмный взрыв, образовалась воронка около 35 м шириной и глубиной 4-6 м.
Были разрушены железнодорожные пути: 20 линий Воронежского парка, 4 линии Ростовского парка, 2 линии маневренного парка. Уничтожено около 400 железнодорожных вагонов, уничтожены и разрушены часть жилых домов железнодорожного поселка.
В результате бомбардировки возникло несколько очагов пожаров, горели цистерны с горючим, и прилегающие к станции постройки, на станции находилось несколько железнодорожных составов, следующих на фронт и в тыл. Повреждены паровозы «ОВ», «Щ», несколько тендеров, вагоны, цистерны и другое путевое имущество, выведено из строя около 500 м постоянной проволочной связи, разрушено 4 жилых дома, барак и другие станционные строения и казармы.
Случившаяся в этот день бомбёжка станции привела к таким разрушениям и массовой гибели людей, с какими лиховчане ни разу не сталкивались за прошедшие 8 месяцев войны. Несмотря на беспримерную стойкость и мужество железнодорожников, выводящих среди огня и взрывов составы с узла, тогда погибли сотни людей, ехавших в эшелонах. По неполным данным от авиаудара погибло 337 человек и ранено 547 человек.
Погибли и многие железнодорожники, в том числе мой дедушка – Брицын Александр Егорович (1910 года рождения). Он работал в Лиховском вагонном депо слесарем.
«День 23 февраля выдался приветливым, солнечным, с лёгким морозцем – таким, каким и должен быть праздник Красной Армии. В этот день произошло всё неожиданно. Не слышно было ни сигналов тревоги, ни самолётов. Вдруг прогремел страшный взрыв, зазвенели вылетевшие стекла, поднялась пыль» — так вспоминают этот день очевидцы.

Мой дедушка был смертельно ранен осколком в голову. Ему было всего 32 года. В 31 год бабушка стала вдовой. На руках у нее осталось трое детей – шести, четырех и двух лет. Моя мама всегда вспоминала, каким трудным и голодным было их детство.
Так вот и сложилось, что день 23 февраля для нашей семьи является не только праздничным днем, но и печальной памятной датой.